Эксклюзив! "Рым-болты по ГОСТ и DIN"
Внимание! Эксклюзивный материал принадлежит ООО «Стройметиз».
Любое коммерческое использование возможно только с письменного согласия правообладателя.
Рым-болты по ГОСТ и DIN
Рым-болты получили в настоящее время широкое применение и, либо как складская номенклатура, либо как товар под заказ находятся в ассортименте каждой метизной или специализированной на грузоподъёмной технике компании. Они применяются как такелажный элемент в продукции машиностроения, приборостроения, в корабельном и сложном энергетическом оборудовании; с помощью рым-болтов, установленных на корпусах, демонтируют крышки редукторов, приборных шкафов, кожуха двигателей и сами двигатели на тепловозах, судах, автотехнике.
Технологически могут быть предусмотрены места для ввинчивания рым-болтов, которые в этом случае идут в комплекте с оборудованием или находятся в арсенале фирм, занимающихся грузоподъёмными работами.
Нашли они применение и в строительном сегменте: ввинченный в колонну рым-болт может служить креплением для оттяжки, или даже уличного ограждения (например, декоративной цепи). Да и в быту – как рукоятка к печной заслонке, как кольцо для качелей. Поэтому, в том числе, некоторый ассортимент рым-болтов можно приобрести и в торговых строительных и хозяйственных сетях, и даже в простых магазинах у дома.
На рынке России рым-болты бывают трёх видов:
- Поступающие из Европы, Тайваня и Китая изделия по DIN 580 иностранных производителей или изготовленные иностранными же производителями под брендами российских фирм.
- Изготовленные в России (на основе советских разработок) рым-болты по ГОСТ 4751-73 и созданные на его основе ведомственные ТУ.
- Специальные рым-болты – подвижные, с поворотными петлями, длинными болтами, с встроенными подшипниками, «супер рым-болты» и болты двойного вращения (в двух плоскостях) и прочие: они входят в ассортимент специализированных на грузоподъёмных задачах фирм. На российском рынке, в частности, как пример такого оборудования можно назвать тайваньскую фирму YOKE Industrial Corp.
В чем особенность рым-болта? В том, что это грузоподъёмное приспособление. Каждый рым-болт выдерживает соответствующую его размеру нагрузку. Эти изделия выполняются ковкой либо горячей штамповкой, что изначально придаёт металлу необходимые прочностные свойства.
В обычном исполнении по ГОСТ 4751-73 или DIN 580 заготовки рым-болтов не закаливаются, но термообработка таких изделий возможна при производстве рым-болтов повышенной прочности. Заготовки затем обтачиваются на токарных станках и на них нарезается резьба.
Если сравнить конструкцию иностранного и отечественного рым-болтов, то первое, что бросается в глаза, кроме незначительных отличий самой грузовой дужки или шляпки болта – это сама резьба.
Как правило, на зарубежных изделиях она неполная и выполнена накаткой, что повышает прочность витков резьбы, На отечественных рым-болтах - нарезана под самую шляпку.
В то же время можно увидеть, что сама «ножка» болта по DIN тоньше «ножки» отечественного – именно потому, что для упрощения технологии резьба накатывается по «исполнению 2»: по всей видимости, качественная штамповка позволяет иностранным металлообработчикам получать уже размер под накатку, что удешевляет изделие.
При производстве рым-болтов по ГОСТ в настоящее время используется именно нарезка: на небольших размерах плашками, свыше М24 – резьбовыми резцами.
Но в любом случае, если мы имеем дело с рым-болтом, поставленным ответственным поставщиком, нужно понимать, что отечественный рым-болт не уступает в качестве иностранному и способен выдерживать те же нагрузки. Сфера применения у них та же самая, и разница, пожалуй, только в том, что для ведомственных заказов или заказов, в которые конструктор на стадии проектирования заложил отечественные изделия по ГОСТ, не поставишь болты по DIN. А что такое в таком случае рым-болты по ТУ? В абсолютном большинстве случаев это тот же рым-болт по ГОСТ, но поставленный в интересах какого-то российского ведомства. И разумеется, зачастую именно болты по ГОСТ фигурируют в государственных и, тем более, в оборонных закупках.
Что касается цен, то для расхожей номенклатуры (размеры до М36) выигрыш безусловно на стороне импортных изделий. Выше – уже под вопросом, а когда мы доходим до болтов больше М52, отечественные в основном имеют полный приоритет как в цене, так и в сроках поставки. Интересный факт: в 90-е производство отечественных рым-болтов было полностью свёрнуто – цеха закрылись, и на рынке присутствовали болты, которые торговцам удавалось находить на складах. Вновь массовый выпуск был налажен только после 2010-го года, и заводы, их производящие, не имеют полного цикла: на штамповочных производствах размещаются заказы на заготовки, потом на собственном токарном производстве происходит обточка и нарезка резьбы, затем – отправка на нанесение покрытий и итоговая операция – консервация. Пока ещё, насколько известно автору этих строк, случаев размещения заказов на производство рым-болтов по отечественному стандарту в Китае не было.
Ещё один вариант такелажа – рым-гайки. То же самое применение, но гайка с грузовым кольцом накручивается на, как правило, шпильку с классом прочности 8.8 или болт. Вообще же изделий, предназначенных для грузоподъёма, больше. Например, это грузовые винты (цапфы) – ещё более старый, чем на отечественные рым-болты, ГОСТ 8922-69 (взамен 8922-58). «Стройметиз» уже имеет опыт поставки таких изделий, но применяются они крайне редко. Впрочем, если сохранится тенденция у заказчиков извлекать на свет и пускать в современные проекты старые советские наработки, можно ждать и таких заказов.
***
В нашей группе ВКонтакте вы также можете прочитать другие статьи наших авторов и узнать много дополнительной информации о крепеже:
Обозначение покрытий
Как наладить эффективный диалог покупателя с поставщиком
О нанесении покрытий на высокопрочный крепеж
О толщинах покрытий крепежа
Параметры резьбы